Философский вызов катастрофизму в Новое время

Вернуться к списку книг Автор: Книга известного немецкого психолога и психотерапевта Фрица Римана рассказывает о страхах в человеческом существовании. Материал для книги дала богатая психоаналитическая практика автора. Предисловие Представленная на суд читателя книга Ф. В ней делается мужественная попытка, вооружившись знаниями глубинной психологии и философии экзистенциализма, понять человека, понять самого себя. Человек неисчерпаем, его самопознание ограничено, так как духовная сущность личности лежит за ее пределами.

Страх и отторжение жизни

Какие страхи управляют вами? Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда страх стал серьезной помехой в важном деле. Это могла быть типичная студенческая история, когда вы плохо сдали экзамен, потому что от страха забыли все, что выучили, либо страх помешал подойти и познакомиться с понравившейся девушкой, а вы потом долго жалели об этом.

Кому-то страх не позволяет выступать на публике и так тормозит карьерный рост.

Природный страх вызывался и продолжает вызываться силами Что же произошло, провинился страх перед человеком к разработке проблем страха, его возникновению и развитию, укоренению или оптимизации. Это важно, потому что именно в этот период эволюции страха.

Тем не менее, среднее число всех страхов, как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в этом возрасте. Специальный опрос подростков лет показал явное преобладание природных страхов в лет и социальных - в последующие годы с максимальным нарастанием в 15 лет. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность, поскольку в социальных страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания личности у подростков. В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи, как природные, так и социальные, и в месте с ними эмоциональная чувствительность.

Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему заострением возбудимости, негативности агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот, чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.

Даже, если вам кажется, что это не так, то вы не осознаете страхов , но они все равно есть и полностью управляют нашей жизнью. Это связано с системой воспитания в обществе. Существуют две похожие программы: Первая, одна из самых древних программ, вшита в наше подсознание и работает как двигатель прогресса. Она учит нас осторожничать у крутого обрыва, заставляет искать новые решения для более комфортной и спокойной жизни.

Она самоисключается, когда нужно пойти на риск, нарушить запреты опасного и добиться чего-то нового.

Многие известные люди страдали от страхов перед кошками: Генрих III И, наконец, невозможно устоять перед искушением, рассказать о страхах человека, который весьма выраженных к концу внутриутробного периода развития. реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха.

В ней делается мужественная попытка, вооружившись знаниями глубинной психологии и философии экзистенциализма, понять человека, понять самого себя. Человек неисчерпаем, его самопознание ограничено, так как духовная сущность личности лежит за ее пределами. Любое самопознание человека приближает его к Богу, оно мучительно, печально, требует смелости и убеждает в собственном бессилии.

И все же без таких попыток познать самого себя и совершить свободный выбор для своего становления и своей истории невозможна духовная жизнь человека. Человечность самопознания заключается в том, что, лишь пытаясь понять причины развития своей личности, расчищая родники нашей жизни, мы способны преодолеть собственные страхи и предрассудки, освободиться от оков предубеждений и стать по-настоящему свободными. История человека и человечества — это борьба за свободный, осознанный выбор, это тяжкий, но необходимый путь познания, начавшийся тогда, когда человек, преступивший запрет, был изгнан из рая и ценой своей жизни, отказавшись от бессмертия, приравнял себя к Создателю.

Эта книга глубоко гуманна потому, что она помогает человеку осознать свои страхи, найти их корни в раннем психическом развитии, обратить внимание на важность воспитательных мер в профилактике страхов, в гармонизации личности и общества. В этом ее психотерапевтическое значение для каждого читателя и в особенности для личности, страдающей невротическими расстройствами и страхами. Римана не является учебным пособием для психиатров и психологов.

Но, вместе с тем, она учит тех и других бережному отношению к симптомам невроза, к страхам и помогает различить за фасадом симптомов глубинную причину личностной трагедии, личностной сущности. К сожалению, наша отечественная психиатрия в силу разных причин в частности, социальных оторвана от своих психологических и философских корней и ориентирована, в основном, на распознание и лечение симптомов и синдромов, этих внешних проявлений болезни.

Задачей гуманизации психиатрии, социально-правовой реабилитации лиц с психическими расстройствами, направленности лечебных и психотерапевтических мероприятий на восстановление достоинства личности является выявление причин лежащих на поверхности симптомов страха и тревоги. Для того, что бы помочь пациенту преодолеть страхи и другие невротические нарушения, врач и психолог должны осознать, что означают для личности больного эти симптомы, какую защитную роль они играют, каковы особенности становления личности невротика и на какой стадии развития возникли конфликты, приведшие к неврозу.

Такой путь познания болезни психиатром и психологом требует от них личного мужества ведь одновременно с познанием другого ты мучительно анализируешь собственную жизнь , самоотдачи, эрудиции и непредвзятости.

Геронтофобия: как преодолеть страх перед старостью

Психические явления, свидетельствовавшие о наступлении полового созревания, долгое время были предметом психологического исследования. В не-аналитических работах мы находим много замечательных описаний изменений, происходящих в характере в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий, появляющихся в психической жизни.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные от-ношения лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали.

состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, . дернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх . конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек).

В последнее время появляется все больше и больше книг и статей, посвященных проблеме прокрастинации. Каковы внутренние механизмы этого явления? Автор анализирует проблему на примере защитных механизмов, блокирующих развитие человека комплекс Ионы и десакрализация, выученная беспомощность и пассивная агрессия. Различие черт обусловливает различие типов: В отечественной психологии исследования прокрастинации начались в конце в. Лэй обратила внимание и на случаи добровольного откладывания запланированных дел при условии неблагоприятных последствий такого откладывания для человека.

В теории снижения напряжения отмечается, что заниженная самооценка, неуверенность в себе, опыт прошлых неудач вызывают у человека тревогу, страх, особенно если результаты деятельности будут оцениваться публично. Кроме того, многое зависит от ситуации: Стилл отмечает, что прокрастинация — специфическая стратегия избегания дел, вызывающих неприятные переживания. Поэтому выделяют прокрастинацию, связанную со стремлением избежать неприятных дел и получением острых переживаний в условиях дефицита времени: Активный прокрастинатор занят штурмовщиной, которая нередко заканчивается провалом: Пассивный — выраженно негативен в своем отношении к миру и самому себе.

Трудности в Пути. Духовный кризис.

Грегори Дэвид Робертс Учитывая то, что в последнее время всё больше людей обращаются с жалобами на тревогу, навязчивые страхи, тревожную мнительность, фобии и т. Известно, что невроз навязчивых состояний является результатом приобретённых расстройств психики вследствие плохого прохождения стадий психосексуального развития, то есть переживаний тех или иных психотравм во внутриутробном состоянии, во время родов и в младенческом периоде.

Безусловно, влияют травмы детства и подросткового юношеского возраста. Например, если мать и отец из-за занятости, незрелости не дают ребёнку базального ощущения"Я есть и достаточно хорош" и базального доверия к миру, то тогда ребёнок психоэмоционально слаб, сопротивляется социализации и тревожен. Анализ случаев страха и фобий подтверждает этот факт и показывает, что восприятие ребёнком окружающего мира и себя негативный или позитивный трансфер зависит напрямую от того, что транслировала на энергопсихическом уровне мать во время зачатия, беременности и младенческого периода развития.

И именно в этот тяжелейший период человечество должно обеспечить себе продолжение силу ударов катаклизмов апокалипсиса, которые уже стоят перед нами. Они вызовут у цивилизации шок, страх и панику, непреодолимую не столько обстоятельствами, сколько массовой паникой – безотчетным.

Этот страх возникает непосредственно после рождения, поскольку разница между температурой внутри матки около 37 градусов и температурой в помещении, где происходят роды примерно 25 градусов в лучшем случае достаточно велика, чтобы организм новорожденного воспринял этот перепад как термоудар. При этом ИРБ формирует напряжения, которые можно назвать стремлением сжаться в комочек, дабы упредить отдачу тепла от поверхности тела в окружающий мир.

Одновременно формируется страх ненасыщенности, как страх не получить достаточного количества энергоносителей для поддержания нормальной температуры тела. Этот страх приводит к рефлекторным движениям прямой перистальтики от ротовой полости, губ, языка и глотательных мышц вниз по пищеводу до желудка и перстной кишки. Центром этого комплекса напряжений всасывания новых порций пищи можно считать область фатерова соска.

В целом, напряжения собранности и всасывания пищи становятся привычными опорными напряжениями, которые уже личность ассоциирует со способностью организма сохранить жизнь. Став взрослым, человек может неосознанно поддерживать эти напряжения, даже когда он одет и сыт. Объяснить себе, почему он поддерживает эти напряжения, человек не может, если специально не занимается этим вопросом. На этом основана программа ИРБ по формированию страха физической смерти.

Навязчивые страхи. Как с ними справиться?

Стремительное развитие эзотерики и распространение всевозможных духовных практик приводит к тому, что все большее количество людей проходит через духовный кризис или духовную трансформацию личности. Сейчас многие тянутся к Знаниям, ищут для себя новые пути духовного развития. И когда человека перестают удовлетворять варианты ответов со стороны власти, образования, общества, религии, он отправляется в Путь.

Возникновение[править | править код]. О возникновении этики, как системы нравственных Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, философской этики у философов досократовского периода.

Бремя страхов человеческих Бремя страхов человеческих Чего боятся люди, как страхи и фобии управляют людьми, происхождение и влияние страхов на жизнь и достижения человека. Публикация результатов пятилетнего исследования международной группы ученых открывает темный малоизученный мир человеческих страхов. Иванова Тема страха до сих пор не получила существенной разработки в социологии.

Это не вполне понятно, так как настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего. Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются внезапных экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, типа наводнений, ураганов или засух, вспышек эпидемий. Не исключены также страхи перед катастрофами глобального характера, такими как массовое вымирание человечества и наконец Армагеддон или конец мира.

Мы утверждаем, что в современной России наблюдается опасно высокий уровень катастрофического сознания в определенных группах и высокий уровень массовых страхов в обществе в целом. Наша задача — попытаться осмыслить роль этих феноменов в контексте российских реформ. Цель этой работы — привлечь внимание к теме, которая большей частью заброшена социологами и даже социальными психологами, но не теологами, философами, психологами и особенно психиатрами.

Там, где это возможно, мы стараемся включить американский материал. Учитывая весьма различные нормативные представления об оптимизме и пессимизме в русской и американской культурах, сравнение роли страхов в обеих странах кажется нам интересным объектом исследования. страхи в социальной жизни Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества.

Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ

Зачастую предмет патологической боязни вызывает у окружающих непонимание, изумление, ироническую насмешку. Однако есть такие сюжеты страхов, которые вызывают сочувствие и находят глубокий отклик у многих людей. Одной из таких тем человеческих страхов является боязнь старости. В какой-то мере перспектива увядания собственного тела и вероятность ухудшения здоровья тревожит и беспокоит всех без исключения. У большинства людей отношение к естественному биологическому процессу вполне разумное:

Это был период гражданской лирики, полной патетики, гнева и страсти. В этом стихотворении поражает чувство единения человека и бесконечного и его пессимизм не знает панических настроений, страха перед судьбой. . Однако силы были на исходе, и 14 июня года Леопарди.

Страх Невроз страха и детские фобии Жизнь человека соткана из разнообразных страхов. В той или иной степени каждому из нас неоднократно приходилось испытывать страх в глубине души. Другое дело, что далеко не всегда человек знает причину своего страха и способен разобраться в том, что его волнует и почему ему страшно. И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое.

Но, как правило, все невротические расстройства так или иначе связаны с переживаниями, в основе которых лежит бессознательный страх. В процессе работы с пациентами в той или иной мере в поле зрения оказывается проблематика страха, независимо от того, с какой конкретной проблемой первоначально приходит к аналитику человек. Надо полагать, точно с таким же положением столкнулся основатель психоанализа, когда впервые открыл свою частную практику. История возникновения психоанализа свидетельствует о том, что с проблемой страха Фрейду пришлось столкнуться на начальном этапе терапевтической деятельности.

Научная работа: Детские страхи

Психология Я и защитные механизмы Фрейд Анна Г. Психические явления, свидетельствовавшие о наступлении полового созревания, долгое время были предметом психологического исследования. В неаналитических работах мы находим много замечательных описаний изменений, происходящих в характере в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий, появляющихся в психической жизни.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма.

Страх человека перед самим собо основа катастрофизма в ХХ веке: перед самим собой, перед теми разрушительными силами, скрытыми в страх-боязнь (Furcht) и неопределенный безотчетный страх-тоску (Angst). Первый . одновременно плата, которую человечество платит за развитие своих.

Страх и карма То, что человек о себе знает, составляет очень небольшую часть того, чем он действительно является. Представим себе человека в виде шара. Это изолированная система, которая на низшем этапе развития напоминает планету. На этой планете есть единственный материк, он очень небольшой. Вся остальная поверхность планеты - сплошной океан. Можем считать эту проявленную часть эго, личностью, или сознанием. Сейчас мы достаточно вольно обращаемся с философскими и психологическими понятиями, но для нас важна не точность определений, а работа, результат.

Нам нужно сообщить своему подсознанию, что мы от него хотим. Наше подсознание абстрактных слов не понимает, оно говорит на языке образов. Это вечная наша часть, частица Божия в нас, то, что всегда было и всегда будет. Это изначальное в нас, наша суть, наш Дух. Пока еще верхушка планеты - сознание или эго думает, что оно и есть человек. Это значит, с нами что-то не так.

Основные формы страха

Насколько непреодолимы барьеры и узы одной из самых коварных и разрушительных эмоций, которой является страх? Ответы в продолжении статьи. Вся наша жизнь, словно лоскутное , соткана из страхов. Избавляясь от одних, вытесняя другие, интегрируясь с третьими, мы зачастую находимся под их могущественной властью и контролем. Освободиться от страхов, значит преодолеть бремя жизни, а порой, и саму жизнь.

Часть I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические . Еще до развития зрелых форм религиозности опыт человеческих страхов нашел . Даже страх человека перед самим собой представал в форме внешних сил, . распространение в период торжествующей национальной и культурной.

Страх перед будущим в современном мире: страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни. Несколько иначе сходную мысль выразил Альберт Камю: Источники страхов Люди получают свои страхи из двух главных источников: В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его рода, обычно нескольких десятков человеков, которые находились в кровнородственных отношениях и знали друг друга лично.

Исчерпывающим источником вторичной информации была культурная память сообщества, выраженная в мифе.

Побороть страх - метод проверенный жизнью