Быстрая помощь студентам

Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория Ученый секретарь диссертационного совета Д В повседневной жизни мы встречаемся с множеством психологических явлений, которые сложно объяснить в формально-логическом ключе. Предрассудки и суеверия оказывают существенное влияние на повседневную жизнь, но достаточно редко становятся предметом научного знания Э. Установлено, что обыденные формы знания как часть массового сознания выполняют важные функции в жизни человека: Однако суеверия по сей день остаются малоизученной формой обыденного сознания индивида, хотя это весьма распространенное явление, и с ним сталкивается буквально каждый человек. В повседневной жизни редко встретишь человека абсолютно несуеверного.

Вы точно человек?

Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, Катастрофизм, исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги. как одного из важнейших феноменов человеческого и социального бытия. .. биологическая выражается в беспомощности психологической.

Очевидно, что традиция обладает гигантской силой инерции, без учета которой невозможно понять и представления нашего современника во всех странах, у всех народов. Однако еще в большей степени страх перед будущим, идущий из истории, из прошлого человечества, предстает для личности в качестве вторичной информации, то есть той, которую он получает из образовательных институтов, средств массовой информации, религиозных проповедей, философских текстов, литературы и искусства. Историческая тенденция состоит в смещении вектора страхов: Эта тенденция нашла свое выражение в философской мысли, психологии, в инвайронментализме как новом мировоззрении, которое заставляет человека чувствовать свою вину перед окружением и страшиться своей собственной разрушительной активности.

Страх как социальный феномен Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества. Способность испытывать страх и боязнь заложена в человеческом мозгу. Как удалось недавно выяснить британским нейрохирургам, в мозгу имеется специальный центр, который отвечает за боязнь и страх, испытываемые человеком в экстремальных ситуациях. Этот участок мозга, в зависимости от степени угрозы, подает сигналы другим участкам мозга, которые определяют модель поведения человека.

Возможно, что это открытие потенциально сделает человека менее зависимым от переживаемых им чувств. Его возникновение оповещает о потенциальных и реальных угрозах благосостоянию и даже самому существованию людей, групп или обществ. Типы и интенсивность различных страхов, также как и интеракции между страхами и их антидотами, изменяются исторически; они также различаются в обществах и культурах. Имеют место и зависимости от этапа жизненного цикла.

Эти вариации детерминируются многочисленными факторами, весьма различными по своей природе, начиная от истории наций до их текущих экономических настроений. Страх — чувство и эмоция Приходится признать, что в социальной науке до сих пор остается более распространенной скорее негативная, чем позитивная оценка эмоционально-волевой сферы человека.

Основные понятия страха и его функции

Введение к работе Актуальность темы исследования. Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека.

Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни.

Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в В своих исследованиях А.И. Захаров в каждом возрасте выделяет страх.

Теоретические основы проблемы эмоционально-негативных состояний в старшем дошкольном возрасте Страх, как понятие в психологии Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное эмоционально заострённое , отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [17].

Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого [1]. Захарова, страх — это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности [5]. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека.

На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [8]. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: В лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Системное исследование страха

. - . , . : ? , :

Как известно, чувства страха и тревоги входят в структуру описанного К. Ясперсом Исследование основано на феноменологическом методе Э. Гуссерля, согласно из-за изоляции» и «угрожающим из-за социальной агрессии» будущим. Таким образом, правомерно предположить, что феномен тревоги.

Исследование страхов в одномерных функциях Авторы: Предложен возможный теоретический подход к явлению страха с точки зрения системной соционики. Приведены практические материалы, которые могут быть интересны для анализа предмета исследования. Предложена методика использования списка страхов для составления рабочей гипотезы ТИМ психики в диагностическом интервью. Наполненный страхом человек может стать очень смелым человеком. Он может создать вокруг себя броню. Он может стать бесстрашным дьяволом просто для того, чтобы показать, что он не боится, просто показать другим, что он не боится.

И если он попадает в опасность, он может обмануть себя, что не боится. Но даже самый смелый человек боится. Вся его храбрость вокруг него, снаружи; глубоко внутри он дрожит. О важности феномена страха можно судить по непреходящему интересу со стороны религии, философии, психологии, эзотерических наук, искусства и рекламы. С другой стороны, сложность предмета такова, что в современных естественных и общественных науках, несмотря на множество подходов, не существует единой трактовки этого явления, а многие исследователи расходятся даже в его определении.

Социально-психологические особенности феномена суеверия

Определение реакций опор и моментов защемления Классификация социально-психологических явлений. Объектом социальной психологии являются конкретные соци- альные общности группы или отдельные их представители личности , а ее предметом — определенные социально-психологические феномены. Последние можно классифицировать по многим основаниям: Главной выступает классификация социально-психологических феноменов по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам.

В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

Данное исследование позволяет проанализировать феномен страха, осново эскалации страха от простого психологического чувства к .. Можно различать проявления социального насилия по их содержанию. Так, мы.

Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [17, с. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: В лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.

От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности [18, с. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека.

На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений.

Исследование страхов в одномерных функциях

Это социальная болезнь современ — ного общества, пленяющая человека, отравляющая его сущест- вование. Средства для ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру. Именно поэтому число публи — каций и научных работ, исследующих феномены тревоги и стра — ха, повсеместно растет.

Именно время в ведущих изданиях выходят обзоры по психологии, На основании обзора социальных исследований, написанного Райли, можно . С. 35—42; Ильясов, Ф. Н. Феномен страха смерти в современном.

Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов На правах рукописи Грошева Лариса Николаевна Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов Специальность Рязанский государственный педагогический Университет им. Есенина, кафедра психологии Защита состоится 21 сентября г. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: Автореферат разослан 20 августа г.

Ученый секретарь диссертационного совета к. Актуальность исследования связана с наличием противоречия между уровнем практической значимости темы и ее фактической разработанностью в психологии. И хотя в начале ХХ века проблемы религиозности и социального самочувствия больших групп все чаще становятся предметом психологического исследования Г.

Практический интерес к проблеме требует от современной науки раскрытия основных законов генезиса и управления социальным самочувствием человека Н.

Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

Введение В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу дошкольников с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Левиной , Л. Волковой , Т. Филичевой , Г. Чиркиной , Е.

ния феномена национализма, который правлением изучения национализма в психологических исследованиях является аут групповая дискриминация, социальная идентичность. .. со страхом смерти посредством поиска.

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке.

Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа.

Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С.

Как убрать любой страх? Ковалёв С.В